Энергодипломатия. Часть 3
Продолжение.
Существенно ухудшили
отношения с иностранными инвесторами энергоконфликты России с Белоруссией и
Украиной, разбирательства по сахалинским проектам, отказ от режима СРП.
Взаимосвязи России и
стран СНГ в нефтегазовой сфере обширны, но не достаточны. Россия поставляет
нефть и газ почти во все республики СНГ, российский бизнес контролирует ряд
крупнейших украинских и белорусских НПЗ и трубопроводы на постсоветском
пространстве.
Украина, Грузия и
Молдавия пытаются ослабить свою энергозависимость от России и найти других
поставщиков энергоресурсов, но пока это не удается. Азербайджан ведет прозападную нефтегазовую
политику. Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Армения остаются в зоне российского энергетического
влияния. Туркменистан, обладающий крупными даже по мировым меркам газовыми
ресурсами, сотрудничает с Россией и другими странами СНГ, однако является
малопредсказуемой и сложной страной для инвестиций. Белоруссия и Украина
конфликтовали с Россией по поводу объемов поставок и цен на транзит. Пожалуй,
лишь Казахстан остается относительно надежными партнером России в нефтегазовой
сфере.
Отражением центробежных тенденций на
пространстве СНГ является строительство или участие стран региона СНГ в
трубопроводах в обход России. Украина
пытается повысить свою энергонезависимость путем использования нефтепровода
Одесса–Броды и его достройки до Польши. Азербайджан
был одним из инициаторов создания мощного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан
(БТД), в котором участвуют также Грузия и Казахстан, и который рассчитан на
поставки нефти в Европу через Турцию в обход России. Проектируется создание
Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) в обход России.
Казахстан также ведет строительство трубопровода в Китай (поставки уже
начались) и не исключает появления иранского маршрута с выходом к Персидскому
заливу. Имеется ещё проект строительства в среднесрочной перспективе газопровода
Nabucco (конкурент пророссийского газопровода «Южный поток»). Эти мощные
обходные трубопроводы будут поставлять нефть и газ прикаспийских государств СНГ
через Турцию в ЕС в обход России. В свою
очередь Россия также будет снижать зависимость от транзитных стран-соседей. Она
собирается строить новые или шире использовать старые трубопроводы в обход стран
СНГ, прежде всего в западном направлении, где у нее возникали конфликты с
Украиной и Белоруссией.
В перспективе вопросы транзита нефти и
газа останутся наиболее острыми в отношениях России с Украиной, Белоруссией,
Туркменией и Казахстаном, однако эти страны продолжат сотрудничество с Россией
в нефтегазовой сфере. России стоит шире применять практику получения
энергоактивов СНГ в счет покрытия долгов за поставленные углеводороды.
Белоруссия может расплатиться долями своих двух нефтеперерабатывающих заводов
(Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан»), «Белтрансгаза» и других объектов. Тот же
механизм расплаты за долги необходимо применять в отношениях с Украиной,
Грузией и Арменией, которые также имеются долги перед Россией. Таким образом,
российские нефтегазовые компании смогут сохранить контроль над нефтегазовыми
потоками и рынком сбыта в СНГ.
Доставку газа из Центральной Азии (ЦА) в
Россию, Украину и Европу обеспечивает построенный еще во времена СССР
газопровод Средняя Азия-Центр (САЦ). У
России есть долгосрочные договора о сотрудничестве в нефтегазовой сфере со
всеми странами Центральной Азии. В мае 2007 г. Россия, Казахстан и Туркменистан
договорились о маршрутах экспорта центральноазиатского газа через российскую
территорию, что стало важной геополитической победой России в конкуренции с
западом в этом регионе. Таким образом, Россия контролирует в ЦА экспортные
газотранспортные потоки. Если даже ЕС, Украина или Грузия закупят газ в странах
региона, то получить его без российских трубопроводов не смогут.
На наш взгляд, взаимосвязи в нефтегазовой
сфере могут сохранить кооперацию с постсоветскими странами Балтии, поскольку
Россия имеет крупные доли в компаниях, занимающихся распределением и доставкой
энергоресурсов в этот регион. При снижении политической составляющей в
нефтегазовом диалоге с Литвой, Латвией и Эстонией возможно налаживание поставок
российских энергоносителей, а также их экспорта в ЕС по трубопроводам и через
порты Балтики.
Существует мнение, что России не следует
развивать связи со странами СНГ и особенно Центральной Азии, поскольку они
бедны. Однако для России это немалый рынок сбыта нефтегазовой продукции и
технологий. Есть также и геополитические мотивы - в случае потери этого рынка
его сразу же займут конкуренты
России. Регион Содружества объективно
остается зоной интересов России. Надо четко выстраивать внешнюю политику в
отношении стран-производителей и экспортёров энергоресурсов стран СНГ
(Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), стран-импортёров (Украина,
Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Таджикистан, Киргизия) и транзитных стран
(Украина, Белоруссия), экономические интересы которых не совпадают.
Целесообразно создавать систему региональной энергобезопасности, когда страны
производители, потребители и транзитеры одинаково несут риски и ответственность
во взаимообеспечении нефтью и газом.
В отношении отдельных
стран СНГ можно выработать
дифференцированную политику, допускающую преференции. В ответ страны СНГ также
могут осуществлять политику преференций для России. Укреплению позиций в СНГ
способствовала бы покупка российским бизнесом нефтегазовых активов, участие в
разработке месторождений и создании транспортной инфраструктуры нефтегазовой
отрасли региона. Россия со своей стороны также может предоставить странам СНГ
возможности участия в своих энергоактивах, в добычных, перерабатывающих и
транспортных проектах.
Но не страны СНГ, а государства
Европы являются основными потребителями газа, нефти и нефтепродуктов России.
Однако при росте объемов российского газового экспорта в Европу его доля в
суммарном европейском импорте газа сокращается и эта тенденция продолжается.
В последние годы основой разногласий в энергодиалоге России и ЕС стал
Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). Россия подписала ДЭХ, хотя Госдума РФ
пока его не ратифицировала. По мнению отечественных оппонентов подписания ДЭХ,
многие его пункты, а также Транзитного протокола к нему, являются
дискриминационными и не выгодными для России. Однако стороны могут пойти на
компромисс и согласится с рядом положений друг друга. Потери, которые Россия
понесет после подписания ДЭХ в ближайшей перспективе будут покрыты
экономическим эффектом от открытия западных рынков в дальнейшей перспективе.
В настоящее время сложились две модели
энергетических отношений Россией с ЕС. Первая предусматривает сотрудничество в
виде отношений между Россией со всем Евросоюзом, при этом Россия обязана
принимать действующие в ЕС правила в сфере энергетики. Вторая модель
энергетических отношений предполагает сотрудничество на двустороннем уровне, а
не на уровне Россия–ЕС в целом и уже реализуется между Россией и Германией. В
этом случае энергетика остается в ведении отдельных государств Европы. Такая
модель не обязывает Россию принимать правила ЕС, не лишает Газпрома его
монопольного положения и не требует открытия для ЕС российских магистральных
трубопроводов.
В 2007 г. Еврокомиссия (ЕК) подготовила пакет
новых законов, которые осложнять
взаимоотношения с российскими энергокомпаниями. Предполагается раздробление
работающих в ЕС компаний на добычные и транспортно-сбытовые, а возможность
покупать энергоактивы в Европе получают компании только из тех стран, которые
откроют свои рынки для европейских компаний. Эти шаги вызывают опасения у
газового монополиста «Газпрома», который вложил значительные средства в
строительство газопроводов и подземных хранилищ газа на территории Европы, ему
принадлежат крупные пакеты акций в компаниях, занимающихся распределением и
доставкой энергоресурсов в ЕС. Теперь интересы Газпрома в Европе могут серьезно
пострадать. Европейские концерны (E.ON, BASF, Gaz de France и Eni) вместе с
правительствами Германии, Франции и Италии также выступают против идей
Еврокомиссии. Они участвуют как в добыче, так и распределении газа в Европе,
являются крупнейшими покупателями российского газа и намерены развивать
отношения с «Газпромом».
Новации Еврокомиссии повлияют на общий
энергодиалог России с ЕС. Саммиты Россия-ЕС в 2007 г. были фактически неудачными и после них подписание
нового двустороннего договора о сотрудничестве РФ и Евросоюза было отложено.
Вместе с новым десятилетним договором ЕС-Россия намечается подписание договора
об экономическом сотрудничестве, в том числе и в энергетике. Он подписан на
саммите Россия-ЕС весной 2008
г. (действие предыдущего договора закончилось осенью
2007 года).
Если Еврокомиссия пойдет на ограничения
доступа иностранных инвесторов, у Газпрома появятся проблемы в планах по выходу
на нефтегазовые рынки Европы. Но в ближайшие десятилетия Россия останется
крупнейшим поставщиком нефти и газа в Евросоюз. Этому способствуют
географическая близость и развитая транспортно-экспортная инфраструктура -
трубопроводы России ориентированы на Европу. По нашему мнению, решением
противоречий между поставщиками, потребителями и транзитёрами энергоресурсов в
Европе может стать подписание новой энергетической хартии, которая в полной
мере отвечала бы интересам всех сторон. Потребуются компромиссы, как с
российской, так и европейской стороны. Вероятным может быть следующее развитие
событий: западные компании добились участия в разработке огромного Штокманского
месторождения углеводородов в России. Взамен «Газпром» получит доступ к
энергетическим активам запада и полноценно выйдет на европейский рынок.
Проблемы в Европе
усиливают необходимость разворота нефтегазовых потоков с Запада на Восток
(прежде всего в Китай). В перспективе азиатское направление российского
нефтегазового экспорта (Китай, Индия, Япония, Ю. Корея и ЮВА), а также в страны
АТР, будет развиваться наиболее активно. На Востоке Сибири Россия намерена
организовывать комплекс газохимических предприятий и экспортировать продукцию с
высокой добавленной стоимостью. Однако тут также есть проблемы. Строящийся
Россией нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с ответвлением на
Китай, а также газопровод на Дальний
Восток с выходом на экспорт в АТР до сих пор вызывают дискуссии. Некоторые
эксперты сомневаются, что для трубопроводов хватит углеводородов. Кроме того,
есть сомнения в рентабельности российского газопровода на Восток, поскольку КНР
предлагает цену на газ гораздо ниже, чем цена российского экспортного газа в
Европу. России необходимо экспортировать газ в КНР, в том числе из
стратегических и политических соображений, но у газа есть много альтернативных
покупателей. Он будет востребован Европой или переработан в СПГ и отправлен в
Ю. Корею, Японию и другие страны АТР. Эксперты утверждают, что Индия и Китай
являются конкурентами России и друг друга в борьбе за рынки и политическое
влияние в Азии. Однако развитие энергодиалога в треугольнике может помочь
сбалансировать отношения, чтобы
конкуренция не превращалась в конфликты.
Российский нефтегазовый бизнес
заинтересован в завоевании позиций на рынке США. Но поставлять газ в США по
трубопроводам пока нереально, а судов для перевозки СПГ у России нет. Новые
законы по энергобезопасности США направлены на развитие внутреннего
производства углеводородов и ограничение поставок из других регионов, в том
числе из России. В свою очередь "Газпром" в 2006 г. принял решение отказаться
от поставки СПГ в США со Штокмановского месторождения и вместо этого будет
поставлять газ в Европу по трубопроводам.