Энергодипломатия. Часть 4
Продолжение.
Перевод энергодиалога с США из
политической в деловую плоскость зависит не только от межгосударственных
отношений, но и от самих компаний. На наш взгляд, энгергодиалог «снизу», то
есть на уровне бизнеса отдельных компаний не менее чем на уровне саммитов
скрепляет сотрудничество двух великих держав. Пример – успешный энергоальянс
ЛУКОЙЛа и ConocoPhilllips ( В 2010 году ConocoPhilllips из-за крупных краткосрочных
задолженностей распродало половину своих активов ( 10% из 20% ) в компании
ЛУКОЙЛ мотивируя тем, что в России опубликовали закон о запрете частным
компаниям добывать углеводороды на шельфах российских морей. Морские поставки
нефти в США осуществляет Лукойл, который
собирается также поставлять нефтепродукты из недавно открытого балтийского
порта Высоцк. Поставки нефти в США могли бы обеспечить порты, построенные в
незамерзающем Баренцевом море, они могли
бы помочь ослабить зависимость США от стран ОПЕК.
Что касается
взаимоотношений в нефтегазовой сфере с другими государствами и регионами мира,
то доля стран Азии, Африки и Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока в общем
объеме экспорта российских углеводородов и капиталов невелика. Пока из-за недостатка геологической
информации и неопределенности законодательства о недрах, инвестиции в ряд стран
этих регионов являются рискованными. Несмотря на это в ряде стран Африки: Гана; Кот
Д’вуар ( особенно после визита в Африку Президента России Медведева Д.А. )
российские компании начали активное вхождение в добычные активы. Однако
российское энергетическое влияние в этих регионах необходимо расширять за счет
приобретения там энергоактивов, разработки месторождений, производстве
энергоресурсов и их транспортировке, создании СП, поставке энергетического
оборудования. Необходимо использовать и политический фактор. К примеру,
благодаря потеплению политических отношений, нефтегазовое сотрудничество России
и Венесуэлы может пополниться перспективными проектами ( создание СП между
пятью российскими компаниями и государственной венесуэльской компанией ) для
поиска, разведки, добычи и сбыта углеводородов в районе реки Ориноко.
Экспорт капиталов представлен как инструмент
усиления конкурентоспособности российского нефтегазового бизнеса за рубежом.
Предложены современные формы и экономические механизмы продвижения российского
бизнеса в мировую нефтегазовую отрасль. Обоснована важность активной
нефтегазовой дипломатии, а также участия России в международных энергетических
организациях ( в 2009 году создана ФСЭГ
– форум стран – экспортёров газа ) и региональных союзах для выхода российских
нефтегазовых компаний за рубеж.
Российским компаниям надо
учиться работать не только с традиционными долгосрочными договорами, но и
переходить к более либеральным формам торговли: краткосрочным контрактам,
становиться полноценными участниками спотового рынка, внедрять биржевую
торговлю.
Российскому нефтегазовому
бизнесу следует активней осуществлять экспансию за рубежом путем слияний и
поглощений компаний, участия в их приватизации ( в начале 2009 года компания
«Газпром-нефть в Сербии , приобрела контрольный пакет у государственной
нефтегазовой компании NIS - 51% акций, а российская компания «Сургутнефтегаз»
приобрела 20% акций у нефтегазовой венгерской компании «МОЛ» ) и покупки долей
на фондовом рынке. В последние годы в России больше внимания стало уделяться
формированию стратегических альянсов и совместных предприятий (СП) с зарубежным
бизнесом. Примерами СП являются ТНК-BP, союз «Роснефти» и китайской
нефтегазовой корпорации CNPC, который предполагает создание СП в области добычи
и переработки нефти. Пример удачного стратегического энергоальянса это союз
«ЛУКОЙЛа» и американской ConocoPhillips. Российские нефтегазовые компании,
которые создают СП, а также альянсы с крупными иностранными корпорациями,
получают определенные плюсы при выходе за рубеж.
Превращение российских
ВИНК в ТНК будет способствовать продвижению их капиталов за рубеж. Крупнейшие российские
нефтекомпании лишь формируются как ТНК: У Лукойла лишь 10% доходов формируется
за счет зарубежной деятельности ( крупнейший перспективный актив в Ираке ), у
"Газпрома" пока нет добычных проектов за рубежом, кроме Венесуэлы и
Вьетнама. Создание ТНК в нефтегазовой сфере с участием России является
механизмом энергетической интеграции и выхода на мировые рынки. Экспансия
российского капитала за рубеж путем приобретения активов и обмена активами в
нефтегазовой сфере, на наш взгляд, наиболее соответствует нынешней общей
тенденции глобализации мировой энергетики. Участие капиталами в компаниях друг
друга - это еще более высокая ступень кооперации и интеграции в сфере
энергетики. Переплетение капиталов наибольшим образом сближает мировой бизнес,
сопутствует разрушению препятствий и барьеров на пути сотрудничества,
укреплению энергетической безопасности.
Некоторые эксперты считают, что российским
компаниям не стоит тратить средства на покупку активов за рубежом, поскольку
наибольшую прибыль дает экспорт углеводородов и лучше инвестировать в
российскую добычу. Однако, на наш
взгляд, отказ от зарубежной экспансии ведет к закреплению России в положении
сырьевого поставщика (придатка) западной экономики. В настоящее время основой
долгосрочной кооперации и интеграции энергетики России и зарубежных стран, а
также укрепления мировой энергетической безопасности может стать именно обмен
активами, По сути, доступ зарубежных компаний к российским месторождениям нефти
и газа в обмен на допуск российских компаний на
зарубежные рынки это реализация договоренностей Энергетической
хартии.
Примерами являются недавние соглашения Газпрома с BASF, E.ON и ENI, которые подробно исследованы в работе. В
них применяется следующая схема: Газпром
входит в европейскую распределительную сеть западных компаний и в их зарубежные
добычные проекты в обмен на право западных компаний участвовать в разработке
российских месторождений и создании трубопроводов в Европу. Договоренности
оформляются как взаимная продажа долей акций, что повышает надежность отношений
партнеров.
По нашим сведениям приглашение немецких,
итальянских, голландских, французских и норвежских партнёров могут стать
примером для других европейских стран в нефтегазовом сотрудничестве с Россией.
Присутствие компаний двух сторон в добычных активах и на рынках друг друга
можно уже назвать не как отношения экспортера и импортера, а более высокой
степенью кооперации и интеграции. В отношениях России с зарубежными странами
(включая СНГ) это является переходом из числа поставщиков энергетического сырья
в партнеры по нефтегазовой кооперации и интеграции более высокого уровня. Сегодня зарубежные корпорации понимают, что в
обмен на возможность участия в добыче нефти и газа на российской территории они
должны предложить России долю в своих добычных, перерабатывающих и
распределительных активах. Взаимовыгодный обмен активами может обеспечить
баланс интересов не только отдельных компаний, но и стран-производителей и
потребителей энергоресурсов.
Далее автором предлагается использовать в
международных нефтегазовых проектах широкий спектр современных
зарекомендовавших себя в мировой практике финансово-экономических механизмов и
инструментов. На наш взгляд, эффективным при продвижении на мировые
нефтегазовые рынки было бы широкое внедрение таких экономических инструментов
как: создание совместных (СП) и смешанных частно-государственных компаний с
иностранными инвесторами, соглашения о разделе продукции (СРП), концессии,
лизинг, проектное финансирование, зарубежные кредиты, выход на зарубежный
фондовый рынок и т.д. Прогрессивным механизмом для развития международных
связей энергетического рынка России является биржевая торговля нефтью и
нефтепродуктами, а в перспективе и газом, которая в современных условиях
России, прежде всего, работала бы на либеризацию экспортных контрактов.
Способом активизации продвижения
нефтегазового бизнеса за рубеж и
привлечения иностранных капиталов в последние годы стало также
размещение ценных бумаг на зарубежных биржах. Российские нефтегазовые компании
участвуют как в первичном размещении акций (IPO) так и программах по выпуску
американских депозитарных расписок (ADR) разных уровней. Экспансия российского
бизнеса за рубеж сказывается на росте капитализации российских компаний.
Важнейшим условием
применения данных форм и экономических инструментов в зарубежных проектах и
продвижения отечественных компаний на мировой рынок является развитие
законодательно-правой базы. Для интеграции нефтегазовых комплексов России и
зарубежных стран потребуется гармонизация законодательств и правовых основ
таможенно-налоговых систем, проведение согласованной ценновой политики. В
условиях глобализации энергетическая дипломатия на всех уровнях
становится не роскошью, а естественной необходимостью. Россия рассматривает
свои углеводородные богатства как сильный геополитический аргумент в сложной
политической игре на мировой арене. Задачи энергодипломатии это защита и
лоббирование интересов национального энергетического бизнеса на мировом рынке и
обеспечение конкурентных условий его деятельности. Работа нефтегазовых компаний
в координации с МИДом помогает их информированности при выходе на рынки
зарубежных стран, но основную поддержку оказывает энергетическая дипломатия,
осуществляемая на самом высоком уровне. Российские руководители неоднократно
проявляли активность в реализации и привлечении внимания деловых кругов к таким
энергетическим проектам как Северный и Южный поток. Особенно сильная позиция
сформировалась за последнее время в сотрудничестве с Турцией, где Россия
определилась в международном соглашении строительства нефтепровода
Самсун-Джейхан.
К провалам энергодипломатии можно отнести
строительство обходных трубопроводов вокруг России. Необходима корректировка и
более четкая выработка внешней энергетической политики России на длительную
перспективу, определение основных путей интеграции российского ТЭК в мировое
энергетическое пространство и соответствующих задач энергетической дипломатии.
При реализации внешней энергетической
стратегии России важное значение приобретает ее участие в международных
энергетических организациях (Международное энергетическое агентство (МЭА),
Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Транзитный протокол к нему, Киотский
протокол, ОПЕК, ФСЭГ), а также в региональных экономических союзах, целью
которых становится развитие интеграции и усиление энергетической безопасности.
На наш взгляд, России стоит быть членом международных организаций и договоров,
поскольку наша страна, как крупнейшая мировая энергетическая держава, должна
принимать участие в обсуждении и выработке решений по самым злободневным
проблемам мировой энергетики. Перспективным может быть активное сотрудничество
России с международными финансовыми институтами (Всемирный банк, МВФ, МБ, ЕБРР)
применительно к нефтегазовой отрасли (кредитование закупок новых технологий для
добычи топлива). На наш взгляд, России необходимо выработать позицию и по
вопросу участия в формируемых энергетических организациях, а не оставаться в
стороне. Создание «газовой ОПЕК» уже
свершившийся факт, она скорее похожа на политический союз для устрашения
Запада, и участие России в формировании организации стран-импортеров нефти
(OPIC) было бы целесообразно.
Отметим, что у России имеется опыт
организации и участия в международных региональных экономических союзах (СНГ,
ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС, АТЭС). Россия может инициировать создание новых объединений,
в том числе в нефтегазовой сфере. Примерами могут быть ЕС (без доминирующей
страны) или АТЭС (с доминирующей страной - США), а процессы политической и
экономической интеграции могут быть ассиметричными, то есть идти по-разному. В
рамках ЕврАзЭС уже ведется формирование общего энергетического рынка, энергетика является также ключевой областью кооперации между странами-членами ШОС. Создание «энергетического клуба ШОС»
объединило бы потребителей и производителей энергоресурсов, подтолкнуло к созданию единого энергорынка. Можно также
предположить возможность объединения ЕврАзЭС и ШОС, что может привести к интеграция энергетической
политики, а в перспективе - к формированию единого евразийского энергетического
пространства.
На наш взгляд, отраслевая интеграция в
нефтегазовой сфере и создание соответствующей организации может стать
эффективным инструментом общей экономической интеграции России с государствами
СНГ, а в перспективе, возможно, и дальнего зарубежья. Интеграция в энергетике
скрепляет общую экономическую интеграцию России с зарубежными странами.
Отраслевая интеграция постепенно ведет к формированию региональных и мировых
рынков газа, нефти и нефтепродуктов. А в перспективе международная
энергетическая интеграция приведет к формирование общего энергетического
пространства, что позволит успешно решать многие проблемы энергетики и
осуществлять крупные проекты, требующие огромных капиталов.
Предложенные в данной работе политические,
организационные, экономические и правовые меры активизации внешней экспансии
российского нефтегазового капитала будут способствовать повышению эффективности
российской энергетики и ее конкурентоспособности на мировом рынке в условиях
мировой финансовой посткризисной ситуации.