Продолжение.
Существенно ухудшили отношения с иностранными инвесторами энергоконфликты России с Белоруссией и Украиной, разбирательства по сахалинским проектам, отказ от режима СРП.
Взаимосвязи России и стран СНГ в нефтегазовой сфере обширны, но не достаточны. Россия поставляет нефть и газ почти во все республики СНГ, российский бизнес контролирует ряд крупнейших украинских и белорусских НПЗ и трубопроводы на постсоветском пространстве.
Украина, Грузия и Молдавия пытаются ослабить свою энергозависимость от России и найти других поставщиков энергоресурсов, но пока это не удается. Азербайджан ведет прозападную нефтегазовую политику. Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Армения остаются в зоне российского энергетического влияния. Туркменистан, обладающий крупными даже по мировым меркам газовыми ресурсами, сотрудничает с Россией и другими странами СНГ, однако является малопредсказуемой и сложной страной для инвестиций. Белоруссия и Украина конфликтовали с Россией по поводу объемов поставок и цен на транзит. Пожалуй, лишь Казахстан остается относительно надежными партнером России в нефтегазовой сфере.
Отражением центробежных тенденций на пространстве СНГ является строительство или участие стран региона СНГ в трубопроводах в обход России. Украина пытается повысить свою энергонезависимость путем использования нефтепровода Одесса–Броды и его достройки до Польши. Азербайджан был одним из инициаторов создания мощного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), в котором участвуют также Грузия и Казахстан, и который рассчитан на поставки нефти в Европу через Турцию в обход России. Проектируется создание Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) в обход России. Казахстан также ведет строительство трубопровода в Китай (поставки уже начались) и не исключает появления иранского маршрута с выходом к Персидскому заливу. Имеется ещё проект строительства в среднесрочной перспективе газопровода Nabucco (конкурент пророссийского газопровода «Южный поток»). Эти мощные обходные трубопроводы будут поставлять нефть и газ прикаспийских государств СНГ через Турцию в ЕС в обход России. В свою очередь Россия также будет снижать зависимость от транзитных стран-соседей. Она собирается строить новые или шире использовать старые трубопроводы в обход стран СНГ, прежде всего в западном направлении, где у нее возникали конфликты с Украиной и Белоруссией.
В перспективе вопросы транзита нефти и газа останутся наиболее острыми в отношениях России с Украиной, Белоруссией, Туркменией и Казахстаном, однако эти страны продолжат сотрудничество с Россией в нефтегазовой сфере. России стоит шире применять практику получения энергоактивов СНГ в счет покрытия долгов за поставленные углеводороды. Белоруссия может расплатиться долями своих двух нефтеперерабатывающих заводов (Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан»), «Белтрансгаза» и других объектов. Тот же механизм расплаты за долги необходимо применять в отношениях с Украиной, Грузией и Арменией, которые также имеются долги перед Россией. Таким образом, российские нефтегазовые компании смогут сохранить контроль над нефтегазовыми потоками и рынком сбыта в СНГ.
Доставку газа из Центральной Азии (ЦА) в Россию, Украину и Европу обеспечивает построенный еще во времена СССР газопровод Средняя Азия-Центр (САЦ). У России есть долгосрочные договора о сотрудничестве в нефтегазовой сфере со всеми странами Центральной Азии. В мае 2007 г. Россия, Казахстан и Туркменистан договорились о маршрутах экспорта центральноазиатского газа через российскую территорию, что стало важной геополитической победой России в конкуренции с западом в этом регионе. Таким образом, Россия контролирует в ЦА экспортные газотранспортные потоки. Если даже ЕС, Украина или Грузия закупят газ в странах региона, то получить его без российских трубопроводов не смогут.
На наш взгляд, взаимосвязи в нефтегазовой сфере могут сохранить кооперацию с постсоветскими странами Балтии, поскольку Россия имеет крупные доли в компаниях, занимающихся распределением и доставкой энергоресурсов в этот регион. При снижении политической составляющей в нефтегазовом диалоге с Литвой, Латвией и Эстонией возможно налаживание поставок российских энергоносителей, а также их экспорта в ЕС по трубопроводам и через порты Балтики.
Существует мнение, что России не следует развивать связи со странами СНГ и особенно Центральной Азии, поскольку они бедны. Однако для России это немалый рынок сбыта нефтегазовой продукции и технологий. Есть также и геополитические мотивы - в случае потери этого рынка его сразу же займут конкуренты России. Регион Содружества объективно остается зоной интересов России. Надо четко выстраивать внешнюю политику в отношении стран-производителей и экспортёров энергоресурсов стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), стран-импортёров (Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Таджикистан, Киргизия) и транзитных стран (Украина, Белоруссия), экономические интересы которых не совпадают. Целесообразно создавать систему региональной энергобезопасности, когда страны производители, потребители и транзитеры одинаково несут риски и ответственность во взаимообеспечении нефтью и газом.
В отношении отдельных стран СНГ можно выработать дифференцированную политику, допускающую преференции. В ответ страны СНГ также могут осуществлять политику преференций для России. Укреплению позиций в СНГ способствовала бы покупка российским бизнесом нефтегазовых активов, участие в разработке месторождений и создании транспортной инфраструктуры нефтегазовой отрасли региона. Россия со своей стороны также может предоставить странам СНГ возможности участия в своих энергоактивах, в добычных, перерабатывающих и транспортных проектах.
Но не страны СНГ, а государства Европы являются основными потребителями газа, нефти и нефтепродуктов России. Однако при росте объемов российского газового экспорта в Европу его доля в суммарном европейском импорте газа сокращается и эта тенденция продолжается. В последние годы основой разногласий в энергодиалоге России и ЕС стал Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). Россия подписала ДЭХ, хотя Госдума РФ пока его не ратифицировала. По мнению отечественных оппонентов подписания ДЭХ, многие его пункты, а также Транзитного протокола к нему, являются дискриминационными и не выгодными для России. Однако стороны могут пойти на компромисс и согласится с рядом положений друг друга. Потери, которые Россия понесет после подписания ДЭХ в ближайшей перспективе будут покрыты экономическим эффектом от открытия западных рынков в дальнейшей перспективе.
В настоящее время сложились две модели энергетических отношений Россией с ЕС. Первая предусматривает сотрудничество в виде отношений между Россией со всем Евросоюзом, при этом Россия обязана принимать действующие в ЕС правила в сфере энергетики. Вторая модель энергетических отношений предполагает сотрудничество на двустороннем уровне, а не на уровне Россия–ЕС в целом и уже реализуется между Россией и Германией. В этом случае энергетика остается в ведении отдельных государств Европы. Такая модель не обязывает Россию принимать правила ЕС, не лишает Газпрома его монопольного положения и не требует открытия для ЕС российских магистральных трубопроводов.
В 2007 г. Еврокомиссия (ЕК) подготовила пакет новых законов, которые осложнять взаимоотношения с российскими энергокомпаниями. Предполагается раздробление работающих в ЕС компаний на добычные и транспортно-сбытовые, а возможность покупать энергоактивы в Европе получают компании только из тех стран, которые откроют свои рынки для европейских компаний. Эти шаги вызывают опасения у газового монополиста «Газпрома», который вложил значительные средства в строительство газопроводов и подземных хранилищ газа на территории Европы, ему принадлежат крупные пакеты акций в компаниях, занимающихся распределением и доставкой энергоресурсов в ЕС. Теперь интересы Газпрома в Европе могут серьезно пострадать. Европейские концерны (E.ON, BASF, Gaz de France и Eni) вместе с правительствами Германии, Франции и Италии также выступают против идей Еврокомиссии. Они участвуют как в добыче, так и распределении газа в Европе, являются крупнейшими покупателями российского газа и намерены развивать отношения с «Газпромом».
Новации Еврокомиссии повлияют на общий энергодиалог России с ЕС. Саммиты Россия-ЕС в 2007 г. были фактически неудачными и после них подписание нового двустороннего договора о сотрудничестве РФ и Евросоюза было отложено. Вместе с новым десятилетним договором ЕС-Россия намечается подписание договора об экономическом сотрудничестве, в том числе и в энергетике. Он подписан на саммите Россия-ЕС весной 2008 г. (действие предыдущего договора закончилось осенью 2007 года).
Если Еврокомиссия пойдет на ограничения доступа иностранных инвесторов, у Газпрома появятся проблемы в планах по выходу на нефтегазовые рынки Европы. Но в ближайшие десятилетия Россия останется крупнейшим поставщиком нефти и газа в Евросоюз. Этому способствуют географическая близость и развитая транспортно-экспортная инфраструктура - трубопроводы России ориентированы на Европу. По нашему мнению, решением противоречий между поставщиками, потребителями и транзитёрами энергоресурсов в Европе может стать подписание новой энергетической хартии, которая в полной мере отвечала бы интересам всех сторон. Потребуются компромиссы, как с российской, так и европейской стороны. Вероятным может быть следующее развитие событий: западные компании добились участия в разработке огромного Штокманского месторождения углеводородов в России. Взамен «Газпром» получит доступ к энергетическим активам запада и полноценно выйдет на европейский рынок.
Проблемы в Европе усиливают необходимость разворота нефтегазовых потоков с Запада на Восток (прежде всего в Китай). В перспективе азиатское направление российского нефтегазового экспорта (Китай, Индия, Япония, Ю. Корея и ЮВА), а также в страны АТР, будет развиваться наиболее активно. На Востоке Сибири Россия намерена организовывать комплекс газохимических предприятий и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако тут также есть проблемы. Строящийся Россией нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с ответвлением на Китай, а также газопровод на Дальний Восток с выходом на экспорт в АТР до сих пор вызывают дискуссии. Некоторые эксперты сомневаются, что для трубопроводов хватит углеводородов. Кроме того, есть сомнения в рентабельности российского газопровода на Восток, поскольку КНР предлагает цену на газ гораздо ниже, чем цена российского экспортного газа в Европу. России необходимо экспортировать газ в КНР, в том числе из стратегических и политических соображений, но у газа есть много альтернативных покупателей. Он будет востребован Европой или переработан в СПГ и отправлен в Ю. Корею, Японию и другие страны АТР. Эксперты утверждают, что Индия и Китай являются конкурентами России и друг друга в борьбе за рынки и политическое влияние в Азии. Однако развитие энергодиалога в треугольнике может помочь сбалансировать отношения, чтобы конкуренция не превращалась в конфликты.
Российский нефтегазовый бизнес заинтересован в завоевании позиций на рынке США. Но поставлять газ в США по трубопроводам пока нереально, а судов для перевозки СПГ у России нет. Новые законы по энергобезопасности США направлены на развитие внутреннего производства углеводородов и ограничение поставок из других регионов, в том числе из России. В свою очередь "Газпром" в 2006 г. принял решение отказаться от поставки СПГ в США со Штокмановского месторождения и вместо этого будет поставлять газ в Европу по трубопроводам.