Продолжение.
Перевод энергодиалога с США из политической в деловую плоскость зависит не только от межгосударственных отношений, но и от самих компаний. На наш взгляд, энгергодиалог «снизу», то есть на уровне бизнеса отдельных компаний не менее чем на уровне саммитов скрепляет сотрудничество двух великих держав. Пример – успешный энергоальянс ЛУКОЙЛа и ConocoPhilllips ( В 2010 году ConocoPhilllips из-за крупных краткосрочных задолженностей распродало половину своих активов ( 10% из 20% ) в компании ЛУКОЙЛ мотивируя тем, что в России опубликовали закон о запрете частным компаниям добывать углеводороды на шельфах российских морей. Морские поставки нефти в США осуществляет Лукойл, который собирается также поставлять нефтепродукты из недавно открытого балтийского порта Высоцк. Поставки нефти в США могли бы обеспечить порты, построенные в незамерзающем Баренцевом море, они могли бы помочь ослабить зависимость США от стран ОПЕК.
Что касается взаимоотношений в нефтегазовой сфере с другими государствами и регионами мира, то доля стран Азии, Африки и Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока в общем объеме экспорта российских углеводородов и капиталов невелика. Пока из-за недостатка геологической информации и неопределенности законодательства о недрах, инвестиции в ряд стран этих регионов являются рискованными. Несмотря на это в ряде стран Африки: Гана; Кот Д’вуар ( особенно после визита в Африку Президента России Медведева Д.А. ) российские компании начали активное вхождение в добычные активы. Однако российское энергетическое влияние в этих регионах необходимо расширять за счет приобретения там энергоактивов, разработки месторождений, производстве энергоресурсов и их транспортировке, создании СП, поставке энергетического оборудования. Необходимо использовать и политический фактор. К примеру, благодаря потеплению политических отношений, нефтегазовое сотрудничество России и Венесуэлы может пополниться перспективными проектами ( создание СП между пятью российскими компаниями и государственной венесуэльской компанией ) для поиска, разведки, добычи и сбыта углеводородов в районе реки Ориноко.
Экспорт капиталов представлен как инструмент усиления конкурентоспособности российского нефтегазового бизнеса за рубежом. Предложены современные формы и экономические механизмы продвижения российского бизнеса в мировую нефтегазовую отрасль. Обоснована важность активной нефтегазовой дипломатии, а также участия России в международных энергетических организациях ( в 2009 году создана ФСЭГ – форум стран – экспортёров газа ) и региональных союзах для выхода российских нефтегазовых компаний за рубеж.
Российским компаниям надо учиться работать не только с традиционными долгосрочными договорами, но и переходить к более либеральным формам торговли: краткосрочным контрактам, становиться полноценными участниками спотового рынка, внедрять биржевую торговлю.
Российскому нефтегазовому бизнесу следует активней осуществлять экспансию за рубежом путем слияний и поглощений компаний, участия в их приватизации ( в начале 2009 года компания «Газпром-нефть в Сербии , приобрела контрольный пакет у государственной нефтегазовой компании NIS - 51% акций, а российская компания «Сургутнефтегаз» приобрела 20% акций у нефтегазовой венгерской компании «МОЛ» ) и покупки долей на фондовом рынке. В последние годы в России больше внимания стало уделяться формированию стратегических альянсов и совместных предприятий (СП) с зарубежным бизнесом. Примерами СП являются ТНК-BP, союз «Роснефти» и китайской нефтегазовой корпорации CNPC, который предполагает создание СП в области добычи и переработки нефти. Пример удачного стратегического энергоальянса это союз «ЛУКОЙЛа» и американской ConocoPhillips. Российские нефтегазовые компании, которые создают СП, а также альянсы с крупными иностранными корпорациями, получают определенные плюсы при выходе за рубеж.
Превращение российских ВИНК в ТНК будет способствовать продвижению их капиталов за рубеж. Крупнейшие российские нефтекомпании лишь формируются как ТНК: У Лукойла лишь 10% доходов формируется за счет зарубежной деятельности ( крупнейший перспективный актив в Ираке ), у "Газпрома" пока нет добычных проектов за рубежом, кроме Венесуэлы и Вьетнама. Создание ТНК в нефтегазовой сфере с участием России является механизмом энергетической интеграции и выхода на мировые рынки. Экспансия российского капитала за рубеж путем приобретения активов и обмена активами в нефтегазовой сфере, на наш взгляд, наиболее соответствует нынешней общей тенденции глобализации мировой энергетики. Участие капиталами в компаниях друг друга - это еще более высокая ступень кооперации и интеграции в сфере энергетики. Переплетение капиталов наибольшим образом сближает мировой бизнес, сопутствует разрушению препятствий и барьеров на пути сотрудничества, укреплению энергетической безопасности.
Некоторые эксперты считают, что российским компаниям не стоит тратить средства на покупку активов за рубежом, поскольку наибольшую прибыль дает экспорт углеводородов и лучше инвестировать в российскую добычу. Однако, на наш взгляд, отказ от зарубежной экспансии ведет к закреплению России в положении сырьевого поставщика (придатка) западной экономики. В настоящее время основой долгосрочной кооперации и интеграции энергетики России и зарубежных стран, а также укрепления мировой энергетической безопасности может стать именно обмен активами, По сути, доступ зарубежных компаний к российским месторождениям нефти и газа в обмен на допуск российских компаний на зарубежные рынки это реализация договоренностей Энергетической хартии.
Примерами являются недавние соглашения Газпрома с BASF, E.ON и ENI, которые подробно исследованы в работе. В них применяется следующая схема: Газпром входит в европейскую распределительную сеть западных компаний и в их зарубежные добычные проекты в обмен на право западных компаний участвовать в разработке российских месторождений и создании трубопроводов в Европу. Договоренности оформляются как взаимная продажа долей акций, что повышает надежность отношений партнеров.
По нашим сведениям приглашение немецких, итальянских, голландских, французских и норвежских партнёров могут стать примером для других европейских стран в нефтегазовом сотрудничестве с Россией. Присутствие компаний двух сторон в добычных активах и на рынках друг друга можно уже назвать не как отношения экспортера и импортера, а более высокой степенью кооперации и интеграции. В отношениях России с зарубежными странами (включая СНГ) это является переходом из числа поставщиков энергетического сырья в партнеры по нефтегазовой кооперации и интеграции более высокого уровня. Сегодня зарубежные корпорации понимают, что в обмен на возможность участия в добыче нефти и газа на российской территории они должны предложить России долю в своих добычных, перерабатывающих и распределительных активах. Взаимовыгодный обмен активами может обеспечить баланс интересов не только отдельных компаний, но и стран-производителей и потребителей энергоресурсов.
Далее автором предлагается использовать в международных нефтегазовых проектах широкий спектр современных зарекомендовавших себя в мировой практике финансово-экономических механизмов и инструментов. На наш взгляд, эффективным при продвижении на мировые нефтегазовые рынки было бы широкое внедрение таких экономических инструментов как: создание совместных (СП) и смешанных частно-государственных компаний с иностранными инвесторами, соглашения о разделе продукции (СРП), концессии, лизинг, проектное финансирование, зарубежные кредиты, выход на зарубежный фондовый рынок и т.д. Прогрессивным механизмом для развития международных связей энергетического рынка России является биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, а в перспективе и газом, которая в современных условиях России, прежде всего, работала бы на либеризацию экспортных контрактов.
Способом активизации продвижения нефтегазового бизнеса за рубеж и привлечения иностранных капиталов в последние годы стало также размещение ценных бумаг на зарубежных биржах. Российские нефтегазовые компании участвуют как в первичном размещении акций (IPO) так и программах по выпуску американских депозитарных расписок (ADR) разных уровней. Экспансия российского бизнеса за рубеж сказывается на росте капитализации российских компаний.
Важнейшим условием применения данных форм и экономических инструментов в зарубежных проектах и продвижения отечественных компаний на мировой рынок является развитие законодательно-правой базы. Для интеграции нефтегазовых комплексов России и зарубежных стран потребуется гармонизация законодательств и правовых основ таможенно-налоговых систем, проведение согласованной ценновой политики. В условиях глобализации энергетическая дипломатия на всех уровнях становится не роскошью, а естественной необходимостью. Россия рассматривает свои углеводородные богатства как сильный геополитический аргумент в сложной политической игре на мировой арене. Задачи энергодипломатии это защита и лоббирование интересов национального энергетического бизнеса на мировом рынке и обеспечение конкурентных условий его деятельности. Работа нефтегазовых компаний в координации с МИДом помогает их информированности при выходе на рынки зарубежных стран, но основную поддержку оказывает энергетическая дипломатия, осуществляемая на самом высоком уровне. Российские руководители неоднократно проявляли активность в реализации и привлечении внимания деловых кругов к таким энергетическим проектам как Северный и Южный поток. Особенно сильная позиция сформировалась за последнее время в сотрудничестве с Турцией, где Россия определилась в международном соглашении строительства нефтепровода Самсун-Джейхан.
К провалам энергодипломатии можно отнести строительство обходных трубопроводов вокруг России. Необходима корректировка и более четкая выработка внешней энергетической политики России на длительную перспективу, определение основных путей интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство и соответствующих задач энергетической дипломатии.
При реализации внешней энергетической стратегии России важное значение приобретает ее участие в международных энергетических организациях (Международное энергетическое агентство (МЭА), Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Транзитный протокол к нему, Киотский протокол, ОПЕК, ФСЭГ), а также в региональных экономических союзах, целью которых становится развитие интеграции и усиление энергетической безопасности. На наш взгляд, России стоит быть членом международных организаций и договоров, поскольку наша страна, как крупнейшая мировая энергетическая держава, должна принимать участие в обсуждении и выработке решений по самым злободневным проблемам мировой энергетики. Перспективным может быть активное сотрудничество России с международными финансовыми институтами (Всемирный банк, МВФ, МБ, ЕБРР) применительно к нефтегазовой отрасли (кредитование закупок новых технологий для добычи топлива). На наш взгляд, России необходимо выработать позицию и по вопросу участия в формируемых энергетических организациях, а не оставаться в стороне. Создание «газовой ОПЕК» уже свершившийся факт, она скорее похожа на политический союз для устрашения Запада, и участие России в формировании организации стран-импортеров нефти (OPIC) было бы целесообразно.
Отметим, что у России имеется опыт организации и участия в международных региональных экономических союзах (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС, АТЭС). Россия может инициировать создание новых объединений, в том числе в нефтегазовой сфере. Примерами могут быть ЕС (без доминирующей страны) или АТЭС (с доминирующей страной - США), а процессы политической и экономической интеграции могут быть ассиметричными, то есть идти по-разному. В рамках ЕврАзЭС уже ведется формирование общего энергетического рынка, энергетика является также ключевой областью кооперации между странами-членами ШОС. Создание «энергетического клуба ШОС» объединило бы потребителей и производителей энергоресурсов, подтолкнуло к созданию единого энергорынка. Можно также предположить возможность объединения ЕврАзЭС и ШОС, что может привести к интеграция энергетической политики, а в перспективе - к формированию единого евразийского энергетического пространства.
На наш взгляд, отраслевая интеграция в нефтегазовой сфере и создание соответствующей организации может стать эффективным инструментом общей экономической интеграции России с государствами СНГ, а в перспективе, возможно, и дальнего зарубежья. Интеграция в энергетике скрепляет общую экономическую интеграцию России с зарубежными странами. Отраслевая интеграция постепенно ведет к формированию региональных и мировых рынков газа, нефти и нефтепродуктов. А в перспективе международная энергетическая интеграция приведет к формирование общего энергетического пространства, что позволит успешно решать многие проблемы энергетики и осуществлять крупные проекты, требующие огромных капиталов.
Предложенные в данной работе политические, организационные, экономические и правовые меры активизации внешней экспансии российского нефтегазового капитала будут способствовать повышению эффективности российской энергетики и ее конкурентоспособности на мировом рынке в условиях мировой финансовой посткризисной ситуации.