Программа
перевода экономики Украины на энергосберегающий путь развития и повышения
энергетической эффективности. Организационно-технический
потенциал энергосбережения.
Основными условиями для
укрепления энергетической безопасности Украины
является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся
экономики, удержания расходов на энергоресурсы в пределах экономической
доступности для всех групп потребителей.
Ресурс повышения
энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических
ресурсов будущего экономического роста. Исходя из этого следует написать и
унифицировать программу «Энергоэффективность и энергосбережение в среднесрочной
и долгосрочной перспективе». Основная цель программы – рациональное
использование топливо-энергетических ресурсов за счёт реализации
энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах
экономики и субъектах Украины и значительное снижение энергоёмкости ВВП .
Основной задачей программы
является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности в секторах
экономики, в том числе:
─ запуска механизмов
стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
различных сферах экономики;
─ реализации типовых
энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов
и населения по реализации потенциала энергосбережения.
Задача перевода экономики Украины
на энергосберегающий путь развития и снижение энергоёмкости ВВП в среднесрочной
перспективе ( 2020 год ) на 30-40% к уровню 2010 года не может быть
осуществлена без широкого использования организационно-технического потенциала
энергосбережения.
Специфика повышения
энергоэффективности в отдельных секторах экономики ( организация управления и
принятие решений, степень и возможность регулирования, структура и схожесть
технических и инстициональных решений ) предопределила необходимость выделения
секторальных направлений по реализации. В их числе:
─ повышение
энергоэффективности в электроэнергетике;
─ повышение
энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;
─ повышение
энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте;
─ повышение
энергоэффективности в организациях бюджетной сферы;
─ повышение
энергоэффективности в жилищном секторе;
─ стимулирование повышение
энергоэффективности в регионах;
─ расширение использования
возобновляемых источников энергии;
─ нормативно-законодательное,
ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по
повышению энергоэффективности.
В плане реализации программа
базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных
отраслей экономики.
В программе не могут
содержатся сведений в разрезе конкретных проектов в регионах Украины. Данные
проекты должны отбираться государственными заказчиками уполномоченными для этой
цели.
Как было отмечено выше, по
каждому направлению определены типовые программные мероприятия. Результаты в
части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом
зависят от деятельности исполнительных органов власти в регионах. При этом в
регионах есть общие проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности,
а именно:
─ значительный износ основных
фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса
и недостаточной технологической дисциплиной;
─ повышенные потери при
производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных
ресурсов;
─ несоответствие оснащённости
производства современному научно-техническому уровню;
─ низкая платёжеспособность
потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования
муниципальных схем и систем энергоснабжения;
─ отсутствие эффективной
рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
─ нехватка специалистов,
имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере
эффективного и рационального использования энергии.
В процессе реализации
мероприятий программы должна быть предусмотрена организация взаимодействия
центральных органов власти с местным управлением.
Формы этого взаимодействия
учитывают:
─ согласование и установление
объёма средств государственного бюджета и порядка их предоставления регионам
Украины для достижения установленных программных индикаторов и пороговых
показателей;
─ мониторинг исполнения
установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм
официальной статистической отчётности и деятельности в субъектах Украины
уполномоченных представителей государственных заказчиков программы.
В региональных программах
должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
─ повышение эффективности
использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
─ повышение эффективности
использования энергетических ресурсов в системе коммунальной инфраструктуры;
─ сокращение потерь
энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системе коммунальной
инфраструктуры;
─ повышение уровня
оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов;
─ увеличение количества
случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность и
объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические
ресурсы или возобновляемые источники энергии;
─ увеличение количества
высокоэкономичных в части использования
моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества
транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по
энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе по замещению
бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива
биотопливом и сжиженным газом и экономической целесообразности такого
замещения;
─ сокращение расходов
бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учрежд
ений, муниципальных
учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления с
учётом изменений объёма энергетических ресурсов в указанных сферах;
─ увеличение объёма
внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий на
энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Эти показатели должны
согласоваться с типовыми мероприятиями государственной программы.
При этом ожидается и
значительный социально-экономический эффект.
Исходя из вышесказанного,
следует в ближайшем будущем сфокусировать своё внимание на законодательной и
нормативно-правовой базе энергоэффективности. Следует сформировать структуру
управления энергоэффективностью в стране.
В данных условиях крайне
необходимы и востребованы практические действия по переводу народного хозяйства
страны на энергосберегающий путь развития на основе современных технологий,
нового энергосберегающего оборудования, инновационных проектов. И можно с
уверенностью констатировать, что государственная программа энергосбережения и
повышения энергоэффективности станет важным инструментом реализации этих
действий.
В следствии вышесказанного,
необходимо сформировать закон и заложить в его основу так называемый принцип
общего энергокошелька, состоящего из трёх элементов:
─ базовые мероприятия органов власти;
─ комплекс мер по
энергосервису домов;
─ взаимоконтроль со стороны
поставщиков и потребителей энергоресурсов.
Следует внести несколько
блоков в законодательную инициативу по энергетической эффективности и
энергосбережению.
Во-первых установить комплекс
мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность сэкономить ресурсы,
сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. Т.е должно быть
введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности,
включая сведения о классе энергоэффективности приобретаемых ими бытовых
энергетических устройств в соответствующей маркировке на этикетки товара. Такая
маркировка в комплексе с запуском информационной кампании, пропагандирующей
правильное употребление энергоресурсов, научит людей считать. В последствии это
может привести к значительному увеличению потребления энергосберегающих приборов.
Также должно быть предусмотрено оснащение многоквартирных домов, зданий,
строений, сооружений как существующих, так и вводимых в эксплуатацию после
строительства, реконструкции и капитального ремонта приборами учёта
энергоресурсов ( с установлением сроков их введения, исполнителей и
ответственности ), введение требований по энергоэффективности новых зданий,
строений, сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия
установленным требованиям. Кроме того, должно быть введение классов
энергоэффективности зданий с обязательным информированием пользователей о
классе энергоэффективности, например на фасаде многоквартирного дома.
Также должно быть
предусмотрено и создание системы государственного информационного обеспечения в
области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
распространение социальной рекламы, пропагандирующей правильное употребление
энергоресурсов. В следствии сказанного, должна быть прописана программа по
утилизации отработанных приборов и ламп накаливания.
Второй блок объединяет набор
инструментов стимулирующих энергосбережение в госсекторе. Должна быть
установлена обязанность бюджетных организаций снижать объёмы потребления
энергоресурсов не менее, чем на 3% ежегодно в течении пяти лет от уровня 2010
года. За бюджетной организацией будут сохранены средства, сэкономленные
благодаря проведению мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а
также возможность их перераспределения на фонд оплаты труда. В связи с этим
должна устанавливаться обязанность разработки программ по энергосбережению и
повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных
учреждений и регулируемых организаций, а также регионов и муниципалитетов.
Третья опорная точка – это
отношения между государством и бизнесом. Для переключения бизнеса на
энергоэффективную политику должны быть предложены экономические инструменты, в
числе которых – предоставление налоговых льгот в виде возможности применения
повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового
кредита, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в
области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для всех
предприятий должна вводится обязанность по учёту энергетических ресурсов.
Следует проводить энергоаудит не реже 1 раза в 3 года, по результатам которого
потребуется составить энергетический паспорт предприятия фиксирующий
продвижение по шкале энергоэффективности.
Данная концепция должна быть
обеспечена необходимыми правовыми, экономическими и организационными стимулами.
Под многоступенчатый контроль
должна быть взята вся система тарифов. В частности, требуется выстроить цепочку
поэтапного перевода энергоресурсных тарифов на долгосрочное ( не менее 3 лет )
регулирование.
Новая законодательная
инициатива позволит обеспечить заказом и гарантированным спросом отечественную
науку, промышленность и систему образования. В свою очередь разрабатываемые
пилотные проекты по ресурсосбережению и энергоэффективности призваны
инвентаризировать уже имеющиеся отечественные разработки и технологии,
обеспечить смычку инновационных идей с бизнесом в каждом из секторов. Таким
образом должны быть выработаны новые требования к осветительным устройствам,
электрическим лампам, адаптированных к специфике используемых в Украине
технологий и оборудования, тем самым будут обеспечены определённые преимущества
отечественным производителям.
Таким образом можно сказать,
что с проработкой и принятием закона об
«Энергоэффективности» мы получим правовой стимул для
развития конкурентноспособной экономики, обладающей крепким иммунитетом против
колебания сырьевых цен на мировых рынках и значительной технологической
самодостаточностью.