Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Пятница, 22.11.2024, 05:57
Приветствую Вас Гость

Программа перевода экономики Украины на энергосберегающий путь развития


 Программа перевода экономики Украины на энергосберегающий путь развития и повышения энергетической эффективности.  Организационно-технический потенциал энергосбережения.     

 

Основными условиями для укрепления энергетической безопасности Украины  является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержания расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста. Исходя из этого следует написать и унифицировать программу «Энергоэффективность и энергосбережение в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Основная цель программы – рациональное использование топливо-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Украины и значительное снижение энергоёмкости ВВП .

Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности в секторах экономики, в том числе:

─ запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики;

─ реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Задача перевода экономики Украины на энергосберегающий путь развития и снижение энергоёмкости ВВП в среднесрочной перспективе ( 2020 год ) на 30-40% к уровню 2010 года не может быть осуществлена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения.

Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики ( организация управления и принятие решений, степень и возможность регулирования, структура и схожесть технических и инстициональных решений ) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации. В их числе:

─ повышение энергоэффективности в электроэнергетике;

─ повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;

─ повышение энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте;

─ повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы;

─ повышение энергоэффективности в жилищном секторе;

─ стимулирование повышение энергоэффективности в регионах;

─ расширение использования возобновляемых источников энергии;

─ нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.

В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

В программе не могут содержатся сведений в разрезе конкретных проектов в регионах Украины. Данные проекты должны отбираться государственными заказчиками уполномоченными для этой цели.        

Как было отмечено выше, по каждому направлению определены типовые программные мероприятия. Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависят от деятельности исполнительных органов власти в регионах. При этом в регионах есть общие проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности, а именно:

─ значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;

─ повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;

─ несоответствие оснащённости производства современному научно-техническому уровню;

─ низкая платёжеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;

─ отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;

─ нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.

В процессе реализации мероприятий программы должна быть предусмотрена организация взаимодействия центральных органов власти с местным управлением.

Формы этого взаимодействия учитывают:

─ согласование и установление объёма средств государственного бюджета и порядка их предоставления регионам Украины для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;

─ мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчётности и деятельности в субъектах Украины уполномоченных представителей государственных заказчиков программы.

В региональных программах должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

─ повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

─ повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системе коммунальной инфраструктуры;

─ сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системе коммунальной инфраструктуры;

─ повышение уровня оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов;

─ увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность и объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии;

─ увеличение количества высокоэкономичных  в части использования моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива биотопливом и сжиженным газом и экономической целесообразности такого замещения;

─ сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных  учрежд

ений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления с учётом изменений объёма энергетических ресурсов в указанных сферах;

─ увеличение объёма внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Эти показатели должны согласоваться с типовыми мероприятиями государственной программы.

При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект.

Исходя из вышесказанного, следует в ближайшем будущем сфокусировать своё внимание на законодательной и нормативно-правовой базе энергоэффективности. Следует сформировать структуру управления энергоэффективностью в стране.

В данных условиях крайне необходимы и востребованы практические действия по переводу народного хозяйства страны на энергосберегающий путь развития на основе современных технологий, нового энергосберегающего оборудования, инновационных проектов. И можно с уверенностью констатировать, что государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности станет важным инструментом реализации этих действий.

В следствии вышесказанного, необходимо сформировать закон и заложить в его основу так называемый принцип общего энергокошелька, состоящего из трёх элементов:

 ─ базовые мероприятия органов власти;

─ комплекс мер по энергосервису домов;

─ взаимоконтроль со стороны поставщиков и потребителей энергоресурсов.

Следует внести несколько блоков в законодательную инициативу по энергетической эффективности и энергосбережению.

Во-первых установить комплекс мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность сэкономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. Т.е должно быть введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности, включая сведения о классе энергоэффективности приобретаемых ими бытовых энергетических устройств в соответствующей маркировке на этикетки товара. Такая маркировка в комплексе с запуском информационной кампании, пропагандирующей правильное употребление энергоресурсов, научит людей считать. В последствии это может привести к значительному увеличению потребления энергосберегающих приборов. Также должно быть предусмотрено оснащение многоквартирных домов, зданий, строений, сооружений как существующих, так и вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта приборами учёта энергоресурсов ( с установлением сроков их введения, исполнителей и ответственности ), введение требований по энергоэффективности новых зданий, строений, сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия установленным требованиям. Кроме того, должно быть введение классов энергоэффективности зданий с обязательным информированием пользователей о классе энергоэффективности, например на фасаде многоквартирного дома.

Также должно быть предусмотрено и создание системы государственного информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространение социальной рекламы, пропагандирующей правильное употребление энергоресурсов. В следствии сказанного, должна быть прописана программа по утилизации отработанных приборов и ламп накаливания.

Второй блок объединяет набор инструментов стимулирующих энергосбережение в госсекторе. Должна быть установлена обязанность бюджетных организаций снижать объёмы потребления энергоресурсов не менее, чем на 3% ежегодно в течении пяти лет от уровня 2010 года. За бюджетной организацией будут сохранены средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения на фонд оплаты труда. В связи с этим должна устанавливаться обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных учреждений и регулируемых организаций, а также регионов и муниципалитетов.

Третья опорная точка – это отношения между государством и бизнесом. Для переключения бизнеса на энергоэффективную политику должны быть предложены экономические инструменты, в числе которых – предоставление налоговых льгот в виде возможности применения повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для всех предприятий должна вводится обязанность по учёту энергетических ресурсов. Следует проводить энергоаудит не реже 1 раза в 3 года, по результатам которого потребуется составить энергетический паспорт предприятия фиксирующий продвижение по шкале энергоэффективности.

Данная концепция должна быть обеспечена необходимыми правовыми, экономическими и организационными стимулами.

Под многоступенчатый контроль должна быть взята вся система тарифов. В частности, требуется выстроить цепочку поэтапного перевода энергоресурсных тарифов на долгосрочное ( не менее 3 лет ) регулирование.

Новая законодательная инициатива позволит обеспечить заказом и гарантированным спросом отечественную науку, промышленность и систему образования. В свою очередь разрабатываемые пилотные проекты по ресурсосбережению и энергоэффективности призваны инвентаризировать уже имеющиеся отечественные разработки и технологии, обеспечить смычку инновационных идей с бизнесом в каждом из секторов. Таким образом должны быть выработаны новые требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, адаптированных к специфике используемых в Украине технологий и оборудования, тем самым будут обеспечены определённые преимущества отечественным производителям.

Таким образом можно сказать, что с проработкой и принятием закона об

 «Энергоэффективности» мы получим правовой стимул для развития конкурентноспособной экономики, обладающей крепким иммунитетом против колебания сырьевых цен на мировых рынках и значительной технологической самодостаточностью.